- Кипр
-
Государственное устройство
Правовая система
Общая характеристика
Гражданское и смежные с ним отрасли права
Уголовное право и процесс
Судебная система. Органы контроля
Литература
Государство в Западной Азии, на острове Кипр.
Территория - 9251 кв. км. Столица - г. Никосия.
Население - 764 тыс. чел. (1995 г.), 78% - греки-киприоты, 18% - турки-киприоты.
Официальные языки - греческий и турецкий.
Религия - наиболее распространены православное христианство и ислам.
Кипр, долгое время принадлежавший Византии, крестоносцам, Венеции, Османской империи (с 1570 г.), а затем (с 1878 г.) входивший в состав английских колониальных владений, получил независимость в 1960 г. В период османского владычества на Кипр были переселены турецкие колонисты, что привело к образованию на нем двух враждебных общин. Предоставление Кипру государственной независимости было оформлено Цюрихско-Лондонскими соглашениями 1959 г., ограничившими суверенитет республики. Великобритания, Греция и Турция стали гарантами независимости, территориальной целостности и безопасности Кипра. Однако Соглашения 1959 г. не смогли обеспечить единство острова, предотвратить этническое размежевание и межобщинные столкновения. В июле 1974 г. под предлогом защиты турок-киприотов Турция ввела на остров свои войска, оккупировав около 37% его территории. Это привело к фактическому расколу Кипра на две обособленные части.
Государственное устройство
Административно-территориальное деление - 6 округов. Основу конституционного устройства Республики Кипр составляют Цюрихско-Лондонские соглашения. По Конституции, вступившей в силу 16 августа 1960 г., государственная система страны основана на принципе этнического дуализма. Президентом должен быть грек-киприот, Вице-президентом - турок-киприот; каждого должна избирать соответствующая община на 5-летний срок. Парламент также должен формироваться на общинной основе (35 депутатов от греческой и 15 - от турецкой общин). Однако на практике эти положения применялись совсем недолго. После межобщинных столкновений в декабре 1963 г. турки-киприоты не участвуют в работе Палаты представителей, Совета министров и других государственных органов Республики Кипр.
По форме правления Кипр - президентская республика. Политический режим - демократический.
Законодательная власть принадлежит Палате представителей (парламенту), которая состоит из 56 депутатов-греков (за турками-киприотами зарезервировано 24 места), избираемых на 5 лет путем прямого, общего и тайного голосования.
Законодательная инициатива по вопросам внутренней и внешней политики принадлежит правительству во главе с Президентом и Вице-президентом. Совет министров не подотчетен в своей деятельности Палате представителей, которая не имеет права ставить по своей инициативе вопрос о доверии правительству.
Глава государства - Президент, избираемый непосредственно гражданами на 5 лет. Он обладает обычными прерогативами главы государства: представляет страну за рубежом, подписывает международные соглашения, назначает и отзывает дипломатических представителей, принимает верительные и отзывные грамоты, обнародует принятые парламентом законы, осуществляет помилование и т.д.
Президент реализует исполнительную власть через формируемый и возглавляемый им Совет министров. В него входят 11 министерств (иностранных дел, финансов, внутренних дел, обороны, просвещения, коммуникаций и общественных работ, торговли и промышленности, сельского хозяйства и природных ресурсов, труда и социального обеспечения, здравоохранения, юстиции). Кроме того, в Кабинет входят министр при Президенте и заместитель министра внутренних дел. Исполнительная власть, осуществляемая Советом министров, распространяется на следующие сферы: управление и контроль за ним, руководство общей политикой, включая внешнеполитическую деятельность, оборону и безопасность, координацию работы всего государственного аппарата, подготовку бюджета перед внесением его в Палату представителей и т.д.
В условиях этнического раздела Кипра в зоне, контролируемой турецкими войсками, состоялся "референдум" по вопросу о конституционном устройстве этой части острова. Конституция сепаратного государства учредила президентско-парламентскую систему. 15 ноября 1983 г. в качестве "суверенного государства" была провозглашена Турецкая республика Северного Кипра (ТРСК), признанная только Турцией. 12 марта 1985 г. Турецко-Кипрская ассамблея в северной части острова одобрила Конституцию независимости. Новый Основной закон заменил прежнюю Конституцию 1975 г. В отличие от предыдущего он не содержит ссылок на возможное объединение греческой и турецкой общин. Новая Конституция была одобрена в ходе проводившегося 5 мая 1985 г. референдума среди населения северной части Кипра.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Кипра в современном виде сложилась в период британского колониального господства на острове (1878-1960). На формирование большинства отраслей права решающее влияние оказало английское право, многие правовые институты ничем не отличаются от английских.
К моменту британской оккупации Кипра в 1878 г. на острове действовало османское право (см. раздел "Турция"), которое к этому времени было почти полностью кодифицировано, причем большинство кодексов было заимствовано у Франции. Новое право, однако, еще не успело укорениться к тому времени.
Приказом о судах справедливости Кипра 1882 г. было установлено, что в делах, где хотя бы один из ответчиков не являлся османским подданным, применяется английское право, а в других случаях - османское.
Османское право на Кипре включало 5 кодексов, постепенно замененных английским колониальным законодательством. Османский УК был заменен в 1928 г. кипрским Уголовным кодексом, введенным приказом в Совете; османский Коммерческий кодекс - Законом о партнерствах 1928 г., Вексельным законом 1928 г. и Законом о банкротстве 1930 г. Османский Гражданский кодекс (Маджалла), представлявший собой кодификацию норм шариата, был также постепенно отменен и заменен рядом крупных актов. В 1930 г. был введен Закон о контрактах, представлявший собой весьма полную кодификацию английского договорного права. Этот акт был основан на индийском Законе о контрактах 1872 г. и Декрете о контрактах Занзибара 1917 г. Закон о гражданских правонарушениях 1933 г. представлял собой кодификацию английского деликтного права (в настоящее время Кипр является единственной страной в Британском Содружестве, где деликтное право кодифицировано). Оставшиеся статьи Маджаллы были заменены другим законодательством. Османский Земельный кодекс был заменен Законом о недвижимой собственности (держании, регистрации и оценке) 1945 г. Наконец, Морской кодекс действует до сих пор в части, не противоречащей Акту о торговом мореплавании 1894 г.
Помимо вышеуказанных кодексов в период британского господства были кодифицированы и некоторые другие отрасли права (например, уголовно-процессуальное, горное).
После получения независимости Кипром положения английской правовой системы были введены в действие Законом о суде справедливости (Courts of Justice Law) в 1960 г. Согласно терминологии этого Закона гражданским и уголовным судам предписано соблюдать положения английского общего права, "поскольку они не противоречат законам, действующим в настоящее время, или изменения в них не внесены Конституцией". В случаях, если отношения не урегулированы законами Кипра, суды острова должны обращаться к положениям общего права и права справедливости.
В независимом Кипре складывается собственное прецедентное право.
В семейном праве и некоторых вопросах личного статуса доминирующая роль была сохранена за религиозным правом (соответственно церковное право у греческой общины и мусульманское - у турецкой).
На Кипре отсутствуют собственные юридические высшие учебные заведения. Греки-киприоты получают юридическое образование главным образом в Греции и Великобритании.
Гражданское и смежные с ним отрасли права
Большинство институтов гражданского права и смежных с ним отраслей на Кипре основаны на английском праве. Исключение составляют семейное и наследственное право, тесно связанные с религиозными нормами соответствующих общин.
Ни гражданское, ни торговое право не кодифицированы. Наряду с судебными прецедентами действует значительное количество законов, часть из которых была принята еще до объявления независимости. В то же время по сравнению с собственно английским правом можно говорить о кодификации отдельных гражданско-правовых институтов в Республике Кипр. Так, договорное и деликтное право было кодифицировано в Законе о контрактах (гл.149 Статутного права), Законе о процентах (гл.150) и Законе о гражданских правонарушениях (гл.148).
Кипр "унаследовал" от Англии право доверительной собственности. Таким образом, доктрина права справедливости, на которой основан институт доверительной собственности, давно стала частью правовой системы Кипра. В 1955 г. на Кипре был введен в действие Закон о трастах. Его положения и стали основой регламентации отношений, связанных с доверительной собственностью.
Единого семейного права на Кипре не существует. Каждая община (греки, армяне, марониты, турки) руководствуется собственными религиозно-правовыми нормами. Согласно ст.111 Конституции Кипра любой вопрос, касающийся помолвки, брака, развода, ничтожности брака, судебного разделения или реституции супружеских прав или семейных отношений, должен регулироваться применявшимся на 1960 г. правом Греческой православной церкви или соответственно церкви другой религиозной группы и должен быть подсуден судам такой церкви. Более того, Конституция запрещает законодательным властям вторгаться в указанную сферу.
До 1990-х гг. браки греков-киприотов могли заключаться в религиозной форме, что соответствовало традиции. В настоящее время для действительности брака требуется его гражданская регистрация. Светский брак расторгнуть значительно легче, чем церковный - специальный семейный суд, тоже появившийся на Кипре совсем недавно, разводит обычно через 2 года (церковный развод занимает 7, 10 и более лет). Причем для государства светского развода достаточно - человек после него считается свободным, даже если церковный брак не расторгнут. Религиозный развод при отсутствии светского официально не прекращает брака. В следствие противоречия нового брачного законодательства старым традициям на Кипре значительно распространено фактическое двоебрачие.
Семейное право турецкой общины было кодифицировано в турецком Семейном (Брак и развод) законе (гл.339 Статутного права).
Торговое право Кипра почти полностью основано на английских концепциях. Его основными источниками являются: гл.113 Статутного права Закон о компаниях с последующими изменениями; гл.116 указанного права Закон о партнерах и фирменных названиях с последующими поправками; гл.124 указанного права - Закон о банковском деле; гл. 266 указанного права Закон о патентах; Законы о торговом судоходстве N 45 и 47 от 1963 г. с последующими поправками; Закон о страховых компаниях от 1967 г. с последующими поправками; Закон об авторских правах от 1976 г. с последующими поправками (в 1994 г. принят новый Закон об авторском праве); Закон о банкротстве (гл.9 Статутного права).
Политика кипрского руководства направлена на превращение страны в торговый, финансовый и туристический центр Восточного Средиземноморья. Одним из важнейших элементов экономической политики является привлечение на Кипр иностранных капиталовложений. После 1975 г. Кипр превратился в одну из крупнейших офшорных зон в мире.
В стране нет единого кодекса регулирования иностранных инвестиций, но существует целый ряд законодательных актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности иностранных, а также местных предпринимателей. Это прежде всего: гл.10 Статутного права (Statute Laws) Кипра 1959 г. - Закон о судебных решениях по отношению к иностранцам; гл. 105 указанного права Закон о приобретении иностранцами недвижимости (с последующими поправками); Закон об отелях и туристических организациях 1969 г. с последующими изменениями; Закон о свободных зонах 1975 г.; гл.199 Статутного права - Закон о валютном контроле с последующими изменениями; Закон о подоходном налоге 1961 г. с многочисленными последующими поправками; Закон о таможне и сборах 1967 г. с последующими поправками; Закон о таможенных пошлинах и сборах 1978 г. с многочисленными последующими дополнениями; Закон о Центральном банке Кипра от 1963 г. с последующими поправками; Закон о налоге на прирост капитала от 1980 г.
В 1990-е гг. власти Республики Кипр предпринимают активные усилия для гармонизации экономического права страны с законодательством Европейского Союза, в который Кипр должен вступить в 2004 г. В частности, была значительно усилена правовая защита потребителей (в 1994 г. принят Закон о безопасности потребительских продуктов).
Существенные изменения затронули в последние десятилетия земельное право. В период османского господства на Кипре существовали 3 категории земельной собственности: частная, государственная и общинная. Эти категории сохраняются и по сей день. Преобладающей формой земельной собственности является частная. Неограниченное право частной собственности на землю было введено только в 1946 г., когда британская администрация утвердила новый Земельный закон, отменивший прежнее османское законодательство, согласно которому вся сельскохозяйственная земля принадлежала государству. До этого земля находилась в наследственном держании тех, кто ее обрабатывал, и могла переходить без специального разрешения только от отца к сыну. Закон о недвижимой собственности (держании, регистрации и оценке) 1946 г. установил современную, действующую и поныне правовую базу землевладения. Существенной проблемой для Кипра является чрезмерное дробление земельных участков при наследовании. На ее решение направлен Специальный закон о консолидации земли 1969 г., в соответствии с которым специальный государственный орган получил право принудительного выкупа земли для ее перераспределения.
Уголовное право и процесс
Современное уголовное право Кипра основано на английском общем праве. В стране действует УК, следующий типовой модели колониального Уголовного кодекса, разработанного в 1920-хгг. Министерством колоний Великобритании на основе УК Квинсленда 1899 г. и УК Нигерии 1916 г.
Ответственность за преступления военнослужащих предусмотрена в отдельном Кодексе о воинских преступлениях.
Минимальный возраст уголовной ответственности на Кипре - 12 лет. В полном объеме уголовная ответственность предусмотрена с 16 лет.
Наказания включают пожизненное заключение, заключение на срок, порку и штраф. Однако на практике порка не применяется. 19 января 2000 г. Кипр ратифицировал Протокол N 6 к Европейской конвенции по правам человека, обязывающий государство удалить смертную казнь из своего законодательства. Последняя смертная казнь имела место в 1962 г.
Уголовный кодекс сохраняет смертную казнь за измену (ст.36), подстрекательство к вторжению (ст.37) и морской разбой с применением насилия (ст.69). Некоторые преступления против государства наказываются смертной казнью по Кодексу о воинских преступлениях. 15 декабря 1983 г. Совет министров проголосовал за отмену смертной казни за умышленное убийство и замену ее пожизненным лишением свободы (Закон о внесении изменений в Уголовный кодекс 1983 г.). Смертные приговоры за преступления, предусмотренные Уголовным кодексом, могут быть вынесены судом ассизов, а военным судом- за преступления по Кодексу о воинских преступлениях.
Карательная политика в Республике Кипр вообще отличается исключительной мягкостью. Длительные сроки заключения крайне редки, многие из них укорачиваются в результате помилования и условно-досрочного освобождения. Абсолютное большинство наказаний составляют штрафы.
Уголовный процесс на Кипре в основном следует английской модели. Основным источником уголовно-процессуального права является УПК (глава 155 Статутного права).
Дела расследуются полицией, служба публичного обвинения никаких следственных действий не выполняет. Значительный процент всех судебных преследований осуществляются исключительно по инициативе частных лиц.
По кипрскому законодательству никто не может быть задержан более чем на 1 день без решения суда. Максимальный период задержания (до предъявления обвинения) не может превышать 10 дней. Адвокаты имеют свободный доступ к задержанным.
Дела о преступлениях, наказуемых заключением не более 3 лет или штрафом не более чем в 500 фунтов, подсудны окружным судам, а более серьезные дела - судам ассизов. Окружные суды заседают постоянно и состоят из 1 судьи каждый. Дела в них рассматриваются в порядке суммарного производства непосредственно после проведения предварительного расследования. Суды ассизов проводят свои сессии 3 раза в год в каждом судебном округе, каждый из них состоит из 3 судей, отобранных из судей окружных судов. По итогам предварительного следствия суды ассизов рассматривают вопрос о предании обвиняемого суду. Судебное разбирательство основано на английском общем праве. Обычно дела рассматриваются профессиональными судьями, однако по ходатайству обвиняемого он может предстать перед судом присяжных.
В течение 10 дней после объявления приговора обе стороны процесса могут подать апелляционную жалобу (если наказанием является заключение или штраф более 200 фунтов). Все апелляции поступают в Верховный суд и рассматриваются там как минимум тремя из его членов. Верховный суд может увеличить, уменьшить размер наказания или изменить его вид, вынести вместо обвинительного приговора оправдательный или наоборот, а также направить дело в нижестоящий суд на новое рассмотрение.
Судебная система. Органы контроля
В момент создания независимого кипрского государства предполагалось, что судебная система должна будет отражать двухобщинный характер страны. Во главе высших судебных органов - Высшего конституционного суда и Верховного суда (они были объединены в январе 1964 г.) - должны были стоять нейтральные председатели, которые не принадлежали бы ни к одной из национальных общин, но обладали правом решающего голоса и должны были сохранять баланс между киприотами-греками и киприотами-турками - членами вышеуказанных судов.
Конституция 1960 г. предусматривала, что суд над киприотами-турками вершил только судья - турок, а над киприотами-греками судья - грек. В случае если в тяжбе участвовали киприоты-греки и киприоты-турки, дело рассматривалось смешанным судом. Были созданы общинные конторы адвокатов греков и турок, обладавшие законодательными и административными полномочиями относительно споров по вопросам образования, религии, культуры, спорта, кооперативов и кредитных обществ. После межобщинных столкновений 1963 г. смешанные суды прекратили свое существование.
Верховный суд состоит из 13 членов, назначаемых Президентом Республики. Это высшая апелляционная инстанция в стране. Верховный суд назначает судей нижестоящих судов и решает все вопросы, связанные с их профессиональным продвижением, дисциплинарной ответственностью, увольнением и т.д.
Гражданские дела и незначительные преступления, влекущие наказания до 3 лет заключения или до 500 фунтов штрафа, рассматриваются в окружных судах (District Courts). В юрисдикцию судов ассизов (Assize Courts) входят более серьезные дела. Апелляционной инстанцией по отношению к ним является Верховный суд Кипра. В Республике Кипр нет никаких судов, рассматривающих особые категории уголовных дел (например, связанных с государственной безопасностью). Однако есть специальные суды по рассмотрению некоторых неуголовных дел: Суд трудовых споров, Суд рентного контроля и Семейный суд. Эти суды осуществляют исключительную юрисдикцию в соответствующих вопросах, их решения могут быть обжалованы только с точки зрения права в Верховный суд.
Генеральный атторней Республики Кипр выступает в качестве главного юридического советника Президента Республики и Совета министров и одновременно является директором департамента публичных преследований.
В состав Верховного суда сепаратного государства - Турецкой республики Северного Кипра - входят председатель и 4 судьи. Он исполняет также функции конституционного суда, высшего административного суда и кассационного суда. Так же, как и в Республике Кипр, окружные суды в составе 1судьи рассматривают дела, наказуемые заключением на срок не более 3лет, суды ассизов в составе 3 судей рассматривают более серьезные дела.
В 1991 г. в Республике Кипр учреждена должность Омбудсмана (уполномоченного по правам человека).
Адвокатура организована в виде партнерств, действующих на основании Закона о партнерствах (повторяет одноименный английский Закон 1890 г.). По получении юридического образования кандидаты в адвокаты должны выдержать адвокатский экзамен, проводимый Правовым советом (Legal Board), и пройти годовую стажировку у адвоката, имеющего по меньшей мере пятилетний стаж. Адвокат с не менее чем 3-летним стажем вправе выступать в любом суде страны.
Литература
Кипр: Справочник. М., 1986.
Pikis G. M. Justice Suprиme Court. The English Common Law: Doctrines of Equity and Their Application in Cyprus. Nicosia, 1981.
Serghides G. A. Judge of the Cyprus Family Court. Studies in Cyprus Law. Internal and External Conflict of Laws in Regard to Family Relations in Cyprus. Nicosia, 1988.
Topics of Cyprus Law. Vol. I & II. Nicosia, 1982.
Tornaritis C. G. Cyprus and Its Constitutional Problem and Other Legal Problems. 2nd ed. Nicosia, 1980. P. 300.
Tornaritis C. G. Legal System of the Republic of Cyprus. Nicosia, 1984.
Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. — М.: Норма. Под ред. А. Я. Сухарева. 2003.